Статьи

Притча о созависимости

Шел по дороге калека, путь его был тяжел. Но с ним постоянно был верный «друг» – костыль. Костыль помогал ему всю его жизнь и во всем: и потихоньку ковылять все дальше; и удержаться на ногах, если оступился; и вставать, если все же упал; собак бродячих отгонять, если кидаются и лают; яблоко с дерева сбить, если голодно… Костыль очень жалел калеку и гордился собой: «Куда же он без меня, такой беспомощный. Ведь только со мной его жизнь более-менее налажена. Если меня не будет рядом, он пропадет, ведь я и защищаю его, и кормлю, даже просто идти помогаю. Всю жизнь мы будем вместе». Так и шли они…Но вот однажды встретился им прохожий человек. Посмотрел он внимательно на калеку и удивился: «Слушай, у тебя же две ноги, зачем тебе костыль?» «Мои ноги больны и слабы, а костыль – мой помощник, он мне жизнь облегчает. Сколько себя помню, он всегда со мной» – ответил калека. «А ты пробовал, ходить сам, на своих ногах, без костыля? Быть может у тебя получится, надо только постараться?» Калека пожал плечами и побрел дальше, опираясь на костыль. Но нет-нет, да и вспомнит он слова прохожего. Шаг шагнет без костыля, другой… До ближнего поворота пройдет без костыля, до виднеющегося вдалеке деревца. «Как же так?» – думал костыль – «Я – такой незаменимый! Ведь кто другой еще столько для него сделал? Ведь это я ему жизнь обеспечивал!» И стал пытаться доказать свою незаменимость: то в ногах путается, то руки тяжестью оттягивает – пусть калека идет как раньше, опираясь на него, только так – правильно.

А калеке тем временем понравилось чувствовать свою силу, понравилось ощущать свою самостоятельность. И научился он ходить сам, натренировал ноги. Стал сам, без помощи, вставать; подпрыгнув, срывать яблоки; обходить или ладить с собаками. В общем, перестал он быть калекой, а стал путешественником. По привычке он тащил с собой костыль, который становился все больше в тягость. И вот однажды, проходя мимо забора, прислонил костыль к нему, улыбнулся и поблагодарил его: «Нужным ты мне был, помогал. Спасибо за это. Но теперь я могу без тебя идти дальше – я здоров и силен. Теперь ты мне только мешаешь».

Остался костыль один. Стоит неприкаянный. Понимает, что его путешествие закончилось. Он, такой нужный, такой незаменимый, не может идти дальше один – не умеет он ходить сам. Только с калекой, только тогда, когда на него опираются. А мимо шли люди – молодые и старые, сильные и слабые, веселые и грустные. Но все шли сами, не нужен им был костыль.

И вот не выдержал костыль. Увидел мальчика, который, ни на что не глядя, скакал мимо, и бросился ему под ноги. Споткнулся мальчик, упал с размаху и повредил ногу. Не может встать сам – больно. Осмотрелся – костыль! Вот она – подмога! Взял мальчик костыль и поднялся, опираясь на него, и побрел дальше, имея такую замечательную поддержку. Вздохнул костыль с облегчением: «Куда же он без меня, такой беспомощный. Ведь только со мной его жизнь более-менее налажена. Если меня не будет рядом, он пропадет…»


Зависимость и созависимость всегда идут рядом.

«Надо с ним что-то делать, я готова помогать, тащить»… «Она летит в бездну, я могу ее спасти»… «Мы вместе справимся с ее (его) проблемой, я приложу все силы»…

Один «погибает», а другой его «спасает». И тот, кто спасает, не может жить без того, кто погибает. Ведь жизнь его имеет смысл только в постоянном самопожертвовании. Но если «спасаемый» вдруг спасся, и чья-то жертва ему больше не нужна, надо найти следующего… Но надежнее создать себе «калеку»…

Вины созависимого в данной ситуации нет. Он также неустойчив и зависим, как тот, кого он спасает. Ему также нужно научиться быть самостоятельным (стоять самому), не опираясь на мнение других, не пытаясь быть «нужным» и «хорошим». Поверить в то, что его жизнь ценна без жертвы, и он имеет право жить и быть любимым, а не «нужным». И идти в свое путешествие.